ИСТОРИЯ ПОДКЛЕТА БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА

Close

Благовещенский собор

Подклет Благовещенского собора — уникальный памятник раннемосковской архитектуры. Он был выстроен как нижняя часть личного, домового храма великих московских князей конца XIV века. Точное время строительства этого храма неизвестно, и исследователи датируют его возведение по-разному — от 1360-х до 1390-х годов.

В 1416 году Благовещенский собор разобрали. Но не целиком, а до подклета, на котором возвели новый собор. Во второй половине  XV века и этот храм еще раз разобрали до подклета, и в 1484–1489 годах построили современное здание собора, которое приобрело свой окончательный облик в XVI веке, во времена правления царя Ивана Грозного.

Сегодня подклет Благовещенского собора является одним из двух самых древних памятников раннемосковской архитектуры. Второй — церковь Рождества Богоматери конца XIV века, — также находится в Кремле. Эти сооружения — единственно реальные, доступные непосредственному изучению памятники архитектуры Москвы XIV века, ценнейшее звено в эволюции раннемосковского зодчества, подготовившего расцвет русской архитектуры конца XV – начала XVI века.

Подклет представляет собой квадратное в плане помещение под центральной частью собора. Он выстроен из небольших блоков белого камня. Массивный столб в центре подклета несет низкие арки и опирающиеся на них коробовые своды. С востока к основному объему примыкает небольшая абсида. Дверные проемы местами перекрыты большими отесанными камнями, лежащими на выносных пятах каменных притолок. В XV веке, при возведении на подклете большего по размеру здания, он был обложен белым камнем и кирпичом.

Благовещенский соборБлаговещенский собор

Изучение подклета Благовещенского собора позволило предположительно реконструировать саму церковь XIV века как небольшую одноапсидную бесстолпную капеллу, поднятую на высокий подклет. Такой тип храма оказался вполне неожиданным — он не имеет аналогов в московской архитектуре этого времени. Подклет собора, по всей вероятности, с самого начала служил местом хранения великокняжеской казны. Поэтому открытие в этом уникальном памятнике архитектуры экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» имеет свое историческое оправдание.

Размещению в подклете новой экспозиции предшествовали реставрационные работы 2005–2011 годов. В процессе этих работ была разобрана поздняя кирпичная закладка у северной стены помещения, укреплена инъекцией белокаменная кладка стен и центрального столба. Под полом подклета осуществлена скрытая прокладка электросетей и отопления, после чего было восстановлено покрытие из каменных плит. А в южном дверном проёме и в северном проходе на первоначальной отметке воссоздан белокаменный пол и ступени.

По стенам и сводам подклета сотрудники института ГосНИИР выполнили тщательную очистку белого камня от загрязнений, цементных заделок и забитых позднее в кладку металлических крепёжных деталей.

Вход в подклет собора в настоящее время осуществляется через проём, пробитый в его северной белокаменной стене в ХIХ веке. Откосы проёма тогда залицевали кирпичом. При проведении последних исследований кирпичная облицовка в откосах дверного проема была разобрана с целью подтверждения предположения о двухслойной структуре этой стены, выложенной аналогично южной стене в два строительных этапа. Зондажи показали, что стена в процессе возведения собора подверглась перестройке, однако в нижней её части сохранились два ряда лицевых блоков стены собора второй половины – конца ХIV века. В этих местах зондажи были оформлены экспозиционными витринами под стеклом.

На белокаменных стенах в южной части подклета сохранились интереснейшие граффити — архитектурные наброски начала XVI века. Среди них особенно интересен рисунок колокольни «Иван Великий» с предполагавшимся шатровым завершением. 

На восточной белокаменной стене южного входа в подклет процарапаны два наброска храмовых глав с купольными перекрытиями, завершающимися довольно тонким шатром, увенчанным малыми главками с крестами. Шатёр одного рисунка имеет вогнутые грани. Нижняя полусферическая часть расчерчена вертикальными линиями, а шатёр — горизонтальной штриховкой.

На западной стене южного входа в подклет граффити нанесены в два ряда и являются более сложными по исполнению. По предположению исследователя Н.Н.Воронина верхний набросок можно охарактеризовать как эскиз большого, сложного по своей живописной композиции храма. В нижнем ряду изображены ярусные постройки —  несколько двухъярусных сооружений и одно трехъярусное. Причем, как убедительно показал исследователь, трехъярусное здание —  это не что иное, как столп колокольни «Иван Великий» до его надстройки при царе Борисе Годунове. Верх его изображён в виде луковичной главы на коротком барабане. На граффити завершение столпа колокольни выполнено с шатровой вышкой и главкой — это один из первоначальных замыслов постройки, отразивший, по мнению учёного, представление о будущем здании до 1505 г., то есть еще до начала строительства, и по каким-то причинам не воплощенный в жизнь.     

 Благовещенский соборБлаговещенский собор

В марте 2012 года в подклете Благовещенского собора состоялась презентация новой археологической экспозиции музея, в которую включены вышеназванные элементы архитектурной археологии самого памятника.

ВВЕРХ