ВИТРИНА 1. ПРЕДМЕТЫ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА XI–XIV ВВ.

Close

Витрина 1. Предметы ювелирного искусства XI-XIV вв.Один из наиболее ценных разделов экспозиции включает древние памятники ювелирного искусства, связанные с первыми веками московской истории. Около двухсот экспонатов, в подавляющем большинстве — древнерусских украшений, размещенных в первых двух витринах, составляют редчайшую группу предметов, найденных в составе кладов  в ходе археологических раскопок  на территории Кремля.

Зимой 1238 г. Москва, как и многие другие русские города, была разграблена и сожжена полчищами Батыя. Именно тогда, во время трехдневной обороны Москвы, и были зарыты два клада с серебряными ювелирными изделиями XII – начала XIII в., обнаруженные археологами в 1988 и 1991 гг.   

Основу этих кладов составляют украшения головы, рук и парадного костюма, взглянув на которые трудно поверить, что в домонгольское время знали и использовали столь сложные техники, освоение которых и сегодня доступно не каждому мастеру из-за их трудоемкости и сложности. В состав комплекса 1988 г., помимо украшений, входили три серебряных денежных слитка, рукоять парадного кинжала из моржовой кости и ковшик из раковины моллюска. Этот клад состоял из трехсот предметов — в витрине он представлен экспонатами, сохранившимися целиком или имеющими незначительные утраты. Он является одним из самых крупных денежно-вещевых кладовых комплексов русского Средневековья, обнаруженных археологами на территории древнерусских городов, и поэтому был назван «Большим кремлевским кладом». Второй клад, найденный спустя три года в том же районе древней московской крепости, состоял из двадцати трех предметов и был близок по составу к первому.  

В первой  витрине показаны аграфы —  ажурные зернёные бусины, закрепленные по три на сканой проволоке и посаженные реставраторами для наглядности на металлическую пластину; шестилучевые зернёные колты, имеющие по несколько тысяч серебряных зернинок-шариков, закрепленных древними мастерами-ювелирами в специальных колечках; витые и плетеные гривны-обручи. Скандинавские подвески в виде стилизованной головы бородатого человека —  самая восточная находка таких изделий на территории Европы. Здесь же разнообразные древнерусские бусы, широкопластинчатые разъемные двухстворчатые браслеты-наручи.

Украшение головного убора (аграф)КолтБусинаБраслет-наруч

Стоит выделить серебряные золоченые медальоны барм, которые одевали князья в особо торжественных случаях. На двух из них изображены архангелы в полный рост, на четырех — процветшие кресты. Редкой находкой в древнерусских кладах домонгольского времени являются рясны —   шумящие подвески к женскому головному убору. Многие предметы были позолочены древними мастерами-ювелирами, прежде всего это относится к медальонам, многочисленным бусам и нашивным бляшкам разнообразных форм. 

МедальонМедальонРясны

В витрине помещён ещё один небольшой клад, найденный при реставрационных строительных работах в районе Патриаршего дворца в середине 1960-х гг. и состоящий из двух византийских каменных крестиков из синего бадахшанского лазурита и серовато-розового мрамора. Оба крестика имеют золотые оковки на концах лучей. Подобные кресты изготавливали в Византии, откуда они попадали торговыми путями в разные страны, в том числе и на Русь.

Крест наперсныйКрест наперсный

Представленные произведения русского домонгольского, византийского и скандинавского  искусства дают представление о тех основных исторических истоках, которые легли в основу московской культуры.

 

ВВЕРХ